На момент постройки, в 1965 году гусеничные транспортёры NASA были крупнейшими в мире сухопутными самоходными установками. Но в том же году та же компания Marion Power Shovel, что построила их, смонтировала ещё одного гиганта. Поскольку предназначение и пропорции у него были несколько иными, сравнивать его с гусеничными транспортёрами сложно. Но монстр тоже был знатный. Назывался Marion 6360 «Captain» и был на тот момент, пожалуй, самым большим в мире экскаватором. При этом не шагающим даже, а гусеничным. Общая высота «Капитана» составляла 64 метра. Объём ковша для тяжелых пород – 137,6 м³, для лёгких – 153 м³. Вес одного трака – 3,5 тонны (это против 900 килограммов у транспортёров NASA). Общий вес экскаватора – 12700 тонн. Вы только представьте себе этого карьерного копателя. Да, собственно, что представлять? Нажмите на картинку в начале этой записи и посмотрите. Особенное внимание обратите на бульдозер, копошащийся где-то в ногах у «Капитана». Карьерные бульдозеры, в общем, довольно крупные машины, а этот на фоне экскаватора Marion 6360 смотрится просто букашкой.
Трудился «Капитан» на карьере Captain Mine в штате Иллинойс целых двадцать семь лет – с 1965-го по 1992-й.
Вот несколько его фотографий:
И хотя Captain по сей день является крупнейшим из когда либо построенных полностью самоходных экскаваторов типа «механическая лопата», по размерам, весу и вместительности ковша уже через четыре года после его ввода в эксплуатацию с ним вполне мог поспорить гигантский шагающий драглайн 4250-W Big Muskie, построенный по заказу компании Central Ohio Coal Company компанией Bucyrus (да, той самой, что разработала транспортёры NASA, купила Marion и влилась вскоре в Caterpillar). Крупнейшей в мире сухопутной самоходной установкой стало вот это:
Шагающий драглайн 4250-W Big Muskie
Эта лошадка ковыряла землю 30 лет – с 1969-го по 1999-й. Её вес – 13000 тонн. Высота – 67,8 метра, ширина – 46,2 метра, длина – 148,6 метра. Объём ковша – 168 м³. Работало это всё от электричества, которое подавалось по кабелю под напряжением 13800 вольт. За время работы «Большой Маски» перелопатил 465 миллионов кубов вскрышных пород. Это в два раза больше, чем весь объём земляных работ по постройке Панамского канала. Результатом труда Big Muskie стали 20000000 тонн угля.
В 1999 году гигант был демонтирован. Его ковш перевезли в музей горного дела Miners Memorial Park в графстве Морган, штат Огайо. Вот так его везли:
А вот так он стоит:
Вот тут можно посмотреть, как Big Muskie работал:
А если запастись терпением, можно понаблюдать, как он перемещался:
В 1976-м году в СССР был введён в действие на разрезе Назаровский в Красноярском крае уралмашевский шагающий драглайн ЭШ-100.100. Ковш у него был поменьше, чем у Биг Маски и даже чем у Капитана, «всего» 100 кубов. Зато длина стрелы – 100 метров. На пять метров длиннее, чем у «Маски». Кажется, мелочь, а на самом деле очень важный показатель: можно дальше переносить породу и чуть реже передвигать экскаватор с места на место. ЭШ-100.100 был крупнейшим в Евразии шагающим экскаватором и одной из крупнейших в мире сухопутных передвижных установок. Но проработал он всего около пятнадцати лет: в начале 1990-х его тупо забросили, он заржавел и вышел из строя. Для машины такого класса это очень мало. Они по 20-40 лет работают. Но такое время было. Целая империя разваливалась – где уж экскаватор сберечь, пусть и большой.
Вот такой он был:
Самое забавное в том, что это всё были цветочки. Ягодки начались в 1978 году, когда немецкий концерн Krupp (сейчас ThyssenKrupp AG) построил вот это
Это роторный экскаватор Bagger 288. Фантастическое инопланетное чудище. Размерами оно покрыло, как бык овцу, и Биг Маски, и транспортёры NASA. Его длина 240 метров, высота – 96 метров, ширина – 46, диаметр ковшевого колеса – 21,6 метра, на колесе 18 ковшей. Производительность этого монстра – 10 тысяч кубометров породы в час. И этот агрегат ездит на гусеницах!
Но и эта очень большая самоходная машинка сегодня уже не самая большая. В 1995-м году немецкая компания TAKRAF склепала роторный экскаватор ещё больше. Производители назвали его MAN TAKRAF RB293, но сейчас, по аналогии с Bagger 288, его называют Bagger 293. Используется рекордсмен на угольном разрезе Tagebau Hambach в Германии. Его длина и ширина – 293 и 95 метров, вес – 14200 тонн.
Интересно, долго ли этот совочек на гусеницах будет оставаться самой большой самоходной машиной в мире? Кто будет следующим? И где?